Время Свешникова – в его картинах

Время Свешникова – в его картинах - http://www.pravdasevera.ru/
Сегодня в Северном Арктическом федеральном университете открываются VII Михайловские чтения.

Нынешний год объявлен Годом российской истории, поскольку ознаменован многими юбилейными датами, значимыми для нашей страны. И Архангельская область тоже отмечает сразу несколько юбилеев, в том числе и собственное 75-летие со дня образования.

Даты, связанные с культурными и историческими событиями нашей области, прозвучат в докладах конференции «Год великих юбилеев», которая состоится в рамках Чтений.

 

Один из них посвящен столетию архангельского художника, народного художника РСФСР, членакорреспондента Академии художеств Дмитрия Свешникова, который представит на суд аудитории Зоя Кулешова, заведующая отделом современного искусства МО «Художественная культура Русского Севера». Об этой дате мы и поговорили с Зоей Дмитриевной.

– Чем значим Свешников для Архангельской области? – Свешников внес серьезный вклад в культуру не только нашей области, но и в целом в изобразительное искусство советского периода. Сейчас, по прошествии времени, можно говорить об этом достаточно убедительно. Творчество не всех художников, даже успешных при своей жизни, проходит главное испытание – испытание временем.

– Боюсь, что вашим молодым слушателям это имя ничего не скажет...

– Возможно. Но тем не менее творчество Свешникова от этого никак не потускнеет.

А кто хочет познакомиться с живописью Дмитрия Константиновича – милости просим в Архангельский музей изобразительных искусств на выставку. Она заканчивает работу 1 декабря, так что еще можно успеть. Для заинтересовавшихся выпущен цветной каталог произведений Свешникова из собрания Архангельского музея.

– Молодых зрителей может испугать термин «советский», который нынче искусствоведы стараются не употреблять.

– Да, пришли другие времена, у которого свои кумиры и художники. Тем не менее расцвет советской живописи, который пришелся на конец 1950-х – 1960-е годы, останется мощным пластом в мировом искусстве. Я не оговорилась, действительно в мировом: зарубежные галереи и частные коллекционеры давно интересуются этим периодом, и наши крупные музеи вынуждены «возвращать домой» с европейских аукционов работы многих советских художников. Это был недолгий период «оттепели», давший удивительный взлет всему советскому искусству.

И Свешников – как раз из этих «шестидесятников».

Конечно, кому-то сегодня покажется, что слово «советский» означает фальшь, помпезность, неискренность, культ вождей – все то, что надо выбросить на свалку истории. Но и в те времена люди жили, влюблялись, испытывали муки творчества, не думая заранее – разрешат ли цензоры показать эту картину на выставке или опубликовать этот роман. И когда мы будем осмысливать отечественное искусство XX века и его архангельскую составляющую, то без имени Дмитрия Свешникова никак не обойтись.

– В чем же заключался «оттепельный» дух его творений? – Это заметит любой посетитель выставки. Свешников продолжал традиции передвижников, из чьей шинели он, безусловно, вышел. А главным в творчестве передвижников был искренний и подлинный интерес к жизни простого человека. И если проводить аналогии, то очевидно, что этот интерес к человеку – главный и в творчестве Дмитрия Константиновича. Достаточно посмотреть, как художник относился к героям своих картин – он проживал их жизнь, сопереживал им, переосмысливал свое время.

Свешников сам был героем своего времени: человек, прошедший Великую Отечественную. Он приехал в Архангельск через год после окончания войны с жаждой жизни, с желанием творить, поиском нового в искусстве.

Такие ощущения вообще характерны для людей, побывавших «там».

– Почему тогда на выставке нет «военных» картин, кроме автопортрета с двумя родными братьями-фронтовиками «В День Победы»? – Он почти не возвращался к теме войны. Художники в послевоенное время обычно делились на тех, кто писал «военные» картины, как, например, Борис Неменский, и тех, кто больше никогда не возвращался к этой теме. На протяжении почти полувекового творчества Свешникова главным в его живописи была радость мирной жизни, столь долго ожидаемая и желанная во время войны.

– Этим он остался в истории – сюжетами? – В том числе. Он взял очень благодатную тему, которая освещена в живописи крайне скудно, хотя и нельзя сказать, что Дмитрий Константинович был в ней первопроходцем – Крайний Север, тундра и ее люди, культура и образ жизни малых народов. Можно сказать, что классический «художник вечных льдов» – это Александр Борисов, писавший в основном арктические пейзажи. Свешников нашел свою интонацию, он писал людей Крайнего Севера – за работой, в семье, в часы полноты жизни. Даже названия произведений говорят, каков их сюжет – «Первенец», «Семья», «Заочница», «Лыжница», «Мать», «Будущие охотники» и знаменитая «Хозяин тундры».

К слову, Свешников попал в ненецкие просторы, когда еще не случилась трагедия этого малого народа. Я имею в виду ядерный полигон на Новой Земле, принудительное выселение коренных жителей, попытка сломать их традиционный образ жизни.

– «Хозяин тундры» тоже можно посмотреть на архангельской выставке? – Она в Третьяковской галерее. Эта картина – большая удача художника, в 1958 году в Брюсселе на Всемирной выставке она получила бронзовую медаль. И «Портрет учительницы Лаптандер» в нашем музее есть только в авторском повторении, оригинал находится в Дрезденской галерее. Всего коллекция Архангельского музея изобразительных искусств насчитывает около ста произведений живописца. К сожалению, в ней нет тех работ, которые в свое время принесли Свешникову славу и признание. Вообще, его картины находятся примерно в сорока музеях и галереях разных городов России.

– Но, наверное, Свешникову приходилось все-таки выполнять государственный заказ – писать помпезные официальные картины.

– Как и всем членам Союза художников в то время.

Только я бы не стала называть его «официальным». Да, написав какую-нибудь такую картину, художник мог быть уверен – она попадет на всероссийскую, а затем, возможно, и на всесоюзную выставку или за нее можно получить госпремию. Но ведь все зависит от самого художника и художественных качеств картины.

Свешников как-то вспоминал, как он писал картину «На судоремонтном заводе».

Он столько раз ходил на «Красную кузницу», что рабочие, в конце концов, стали принимать его за своего коллегу. А он делал зарисовки, писал этюды, искал композиционное решение – все это месяца два. И вот однажды он увидел, какой должна быть картина. И она была написана, и она состоялась.

Можете назвать эту картину официальным заказом, я ее назову произведением искусства.

– Создается впечатление, что Свешников продолжал традиции русского реалистического искусства.

– Так оно и есть. И до конца жизни был уверен в правоте своего пути.

– Тогда кто был первым, кто сломал эти традиции? – В Архангельске это был Борис Копылов, но уже в 70-е годы. Свешников, к слову, будучи председателем Архангельского отделения Союза художников РСФСР, членом выставкомов республиканских и зональных выставок, спуску молодым коллегам не давал. Но сейчас те молодые, а ныне поседевшие, вспоминают об уроках Свешникова с благодарностью: его жесткие требования добиваться профессионального мастерства, «крепкого» сюжета в дальнейшем очень помогли. Хотя, в свое время они, возможно, обижались на него.

– Как считаете, воспримут ли молодые зрители выставку или ваш доклад на конференции в САФУ? – Я действительно об этом часто размышляю. Будут ли молодые люди переживать все те эмоции, которые переживали зрители полвека назад, глядя на картины Свешникова. Я думаю, что прийти на выставку надо по двум причинам. Во-первых, для того, чтобы знать имена художников Севера. Это наша культура, наша история, наше наследие, наше достояние. И не заметить этого невозможно, как ни старайся. А если люди искусство не замечают и избегают, то такое общество дальше развиваться не может. Вовторых, новыми глазами посмотреть на ненецкий народ, которому выпала непростая судьба и который и сейчас живет нелегкой жизнью.

Конечно, та жизнь, полная надежд, ныне ушла, но остался запечатленный образ эпохи.

Еще я надеюсь, что молодые люди все же интересуются отечественным искусством, и если еще не знали имени Дмитрия Свешникова, то откроют его для себя.

Записала Елена ИРХА.

Фото Виталия Крехалева.

 


Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
Планы масштабные - Сетевое издание Онега В Онежской ЦРБ завершился очередной большой  ремонт, которого долго ждали.
Сетевое издание Онега
Сводка по заболеваемости ковидом в Мезенском районе на 23 сентября - Сетевое издание Север По данным Мезенской ЦРБ, на 23 сентября на лечении от коронавируса находится 45 человек (15 из них - дети), лечатся амбулаторно – 45, в стационаре – 0, переведены на лечение в медучреждения Архангельска - 16 человек.
Сетевое издание Север
Знакомьтесь: Александр Серёдкин! - Сетевое издание Плесецкие новости Знакомьтесь: Александр Серёдкин! Талантливая молодёжь округа На многих мероприятиях, которые проводятся в Плесецке, часто можно увидеть скромного молодого человека с фотоаппаратом в руках.
Сетевое издание Плесецкие новости