«Тихая жизнь стекла»

Такое название носит выставка Дмитрия Трубина и Татьяны Кочегаровой, которая открылась в салоне-галерее на Воскресенской в Архангельске Флаконы из-под знаменитых духов «Сальвадор Дали» Валентин Шестаков, директор салона-галереи, и авторы проекта «Тихая жизнь стекла» Татьяна Кочегарова и Дмитрий Трубин Духи «Шанель № 5», хранящие запах Русского Севера Дмитрий Трубин: «Я рисую не бутылки, я рисую людей»

И эта выставка, пожалуй, самая необычная из всех, которые приходилось видеть. На ней соединились работы заслуженного художника России Дмитрия Трубина и предметы, казалось бы, никакого отношения к искусству не имеющие, — пустые флаконы из-под духов. Их 35 лет собирала Татьяна Кочегарова, которая художественным творчеством тоже не занимается.

Первое, что ощущаешь, когда заходишь в небольшой зал салона-галереи, — запах. Судя по тому, сколько там выставлено флаконов, а у некоторых ещё осталось содержимое, посетителей должна бы сразить какофония ароматов. Но этого не происходит. Так бывает в благородном собрании, где все пользуются разным, но качественным парфюмом.

И всё же не запахи здесь главные. Скорее, они «побочный эффект» этой необычной выставки. Главное здесь — форма. Из-за неё — изящной, иногда причудливой и неожиданной, — продлилась жизнь потерявших содержимое бутылок.

Татьяна Кочегарова рассказала, что её необычное собирательство началось, когда они с мужем поехали в Париж ещё по путёвке «Спутника», который действовал при обкоме комсомола. В Париже увидела знаменитые духи «Сальвадор Дали». Как она сказала — это была любовь с первого взгляда и с первого вздоха. И флакон чёрного матового стекла в виде губ Афродиты Книдской отправился вместе с ней в Архангельск.

Эти духи знамениты тем, что не только в создании дизайна флакона, но и в подборе ароматов участвовал сам Сальвадор Дали. Он даже предложил в уже созданный аромат добавить нотки жасмина, которые он любил, и нотки розы, которые любила его жена.

– Когда духи закончились, флакон остался стоять в компании простых и верных «Ландыша серебристого» и «Москвы белокаменной» от фабрики «Новая Заря», — вспоминает Татьяна Фёдоровна. — И как‑то так полетело!

Вскоре это собрание пополнилось новыми артефактами. Татьяна Кочегарова считает, что это именно собирательство, а не коллекционирование. Всё же коллекционеры подбирают предметы системно, специально покупая и заказывая их. У неё же флаконы или оставались от её собственных духов, или их, то есть пустые флаконы, стали дарить друзья, знакомые и даже студенты — Татьяна Фёдоровна много лет преподавала на факультете иностранных языков Поморского университета, а затем САФУ. Она подчеркнула, что от студентов принимала в дар только пустые флаконы и только после сдачи экзаменов.

Со временем количество переросло в качество. Стекло, над которым трудились дизайнеры, чтобы оно обрело форму наиболее соответствующую изысканному содержанию, стало жить своей жизнью.

– Они прекрасны. Стекло и аромат! — говорит Татьяна Фёдоровна.

Есть здесь и наши знаменитые ароматы, например флакон духов «Красная Москва». Кстати, там тоже осталось содержимое с тридцатых годов прошлого века. Высокое качество этих отечественных духов признавали ведущие мировые парфюмеры. Эти духи даже стали неким символом и времени, и страны, а также её растущего благополучия.

Представлены в собрании и знаменитые духи «Шанель № 5» — именно духи, а не только флакон. Есть довольно известная история о том, что их создал парфюмер, который в годы интервенции служил комендантом в лагере на Мудьюге. (В «Правде Севера» 3 сентября 2019 года вышла обстоятельная статья на эту тему. Её автор — Евгений Тенетов, директор Северного морского музея. Публикация называлась «Дело мастера Бо» .)

Именно Эрнест Бо, наследник известной парфюмерной фамилии, который в годы интервенции служил в Архангельске в контрразведке, спустя время создал первый в истории нецветочный аромат. Он стал всемирно известным под названием «Шанель № 5». Вот как о его создании рассказывал сам Эрнест Бо: «Я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной кампании прошла на Севере и за полярным кругом, во время полуночного солнцестояния, когда озёра и реки излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших усилий и трудов мне удалось воссоздать его…»


На работах Дмитрия Трубина тоже бутылки и флаконы. И тоже пустые. Но он подчёркивает, что рисует не бутылки, он рисует людей, как и во всех иных случаях. В данном случае бутылки взаимодействуют друг с другом, а также с теми, которые сверкают и благоухают под стеклом в середине зала. Реализм и метафора. Такое вот сочетание.

В жизни ещё и не такое бывает. Вряд ли, нанося духи «Шанель», кто‑то догадывается, что источает аромат Белого моря, чистых северных озёр, дополненный лёгкой ноткой запаха северных же болот…

И, возможно, проект «Тихая жизнь стекла» — о многоликой пустоте, всегда готовой наполниться новым содержанием…


Светлана ЛОЙЧЕНКО

Фото автора

 
По теме
Памятные мероприятия в честь Дня Героев Отечества открылись в Поморье торжественной церемонией у монумента Победы в Великой Отечественной войне Фото: ГАУ Архангельской области «Патриот» Фото:
6 декабря 2024 года в научной библиотеке им. Е.И. Овсянкина Северного (Арктического) федерального университета им.
Инспекция по охране объектов культурного наследия Архангельской области объявляет о начале общественного обсуждения границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федер
Прокуратура Архангельской области и автономного округа утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 48-летнего генерального директора и 32-летнего бывшего финансового директора ООО «ФСК «Золотой ключ».
Прокуратура
Память через время - Котласский филиал СПГУВК Сегодня курсанты Котласского филиала ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова приняли участие в акции «Память через время», организованной  Котласским Молодежным Центром .
Котласский филиал СПГУВК