Архангельские реставраторы дарят вторую жизнь редчайшим образцам керамики

Архангельские реставраторы дарят вторую жизнь редчайшим образцам керамики
Фото: cdn8.pomorie.ru
Архангельские реставраторы Всероссийского центра Грабаря сотрудничают со многими музеями страны. Великоустюжский — один из постоянных партнёров. В руки мастеров Поморья они передали сразу несколько раритетов 19 века, которые находились в плачевном состоянии.

Светлана Синицына, корреспондент:

«Они познакомились два года назад, и  сразу возникла обоюдная симпатия. Для Татьяны Сидоровой каждый экспонат  — живой, со  своей историей и  проблемой, которую реставратор решит».

На  рабочем столе редчайший экспонат  — английский чайник начала 19 века в  стиле оригинальной Каслфордской керамики  — «мелко отлитый в  форму белый керамогранит с  матовой глазурью». Но  это производство было недолгим, всего три десятилетия.

Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ имени академика  И.  Э.  Грабаря:

«Наполеоновские войны нарушили логистику, и  кастлфордская керамика уже не  стала доходить до  России. Потом производство в  Кастлфорде угасло. Предмет более хрупкий, чем фарфор, поэтому если и  доходят такие предметы до  нас, редкие экземпляры, они, как правило, разбиты, повреждены, с  утратами».

История бытования предмета пока не  известна. Он  поступил из  Яренского музея. Есть версия, что бывшие владельцы были состоятельными людьми, любившими, подобно англичанам, церемонию чаепития. Из-за сильных повреждений и  рельефной, узорчатой формы реставратор причислила экспонат к  разряду «трудных».

Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ имени академика  И.  Э.  Грабаря:

«Самое большое, что удалось  — это удалить все стойкие, глубокие внутренние загрязнения. Затем была старая склейка, склейку мы  расшили, зачистили поверхность швов. Обратно собрали предмет, склеили».

Следующий этап  — восполнение утраченных фрагментов по  прямой аналогии с  сохранившимися частями и  с  помощью слепочной массы. Скрупулёзную работу мастер планирует завершить к  концу года. А  эти парные каминные вазы, первой трети 19 века фабрики Тереховых и  Киселёва, уже готовы к  отправке в  Великоустюжский музей. Два года назад раритеты поступили в  плачевном состоянии с  многочисленными утратами: ручки были разбиты, на  них остался лишь один завиток, с  которого затем и  сняла слепок реставратор. А  у  одной из  ваз отсутствовала ножка-подставка. По  оригиналу Татьяна её  восстановила, правда путём проб и  ошибок, поскольку сразу целиком «отлить» подставку не  получалось.

Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ имени академика  И.  Э.  Грабаря:

«Пришлось сначала верхнюю часть делать слепок, центральную часть и  нижнюю вот эту часть. Затем монтировать штифт и  друг с  другом соединять все три части вместе в  единое целое».

Сейчас две вазы трудно отличить.

«Самое главное отличие  — там ножка имеет углубление, здесь нет углубления и клейма. Штифт вот в  этой части, которая выступает и  держит, соединяет нижнюю платформу и  верхнюю чашу».

Также в  Великий Устюг возвращается ещё один уникальный предмет фарфоровой фабрики Гарднера  — 200-летняя скульптура под названием «Мёртвый казак» из  лимитированной серии. Экспонат посвящен войне 1812 года.

Светлана Синицына
Было жарко! На стадионе «Труд» прошли соревнования среди нештатников комбината - Коряжма-Online 7 сентября 79 сотрудников различных подразделений приняли участие в традиционных соревнованиях филиала Группы «Илим» среди добровольных нештатных аварийно-спасательных, противопожарных и лесопожарных формирований.
Коряжма-Online
Творческие коллективы Поморья примут участие в фестивале «Серебряное ожерелье» - Пресс-центр Правительства Дни народной культуры Северо-Западного региона пройдут 13 и 14 сентября 2024 в рамках Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур на территории Петропавловской крепости.
Пресс-центр Правительства