С 16 по 24 июля состоялась очередная экспедиция сотрудников научного центра традиционной культуры и музейных практик ФИЦКИА УрО РАН. Научная работа проведена на территории села Турчасово (д. Посад) Онежского райна с целью комплексного исследования поселения: изучения памятников традиционной архитектуры, истории, особенностей материальной и духовной культуры в культурном ландшафте Русского Севера.
Работа выполнена в рамках государственного задания по научной теме «Комплексное изучение народной архитектуры как этномаркера традиционной культуры русских в процессе исторического развития на Европейском Севере и в Арктике»», № гос. рег. – 122011300471-0 (руководитель – доктор культурологии А.Б. Пермиловская).
1. 2. 3.
Турчасово – одно из древнейших поселений новгородцев на Севере, однако первое упоминание о нем относится к 1536 году, когда турчасовцы вместе с онежанами, порожанами, устьмошанами и мехреньжанами «ездили к морю соли купити» и возили её в Каргополь. Однако уже в 1590 году село, как и Холмогоры, подверглось нападению шведов и было разорено ими дотла. А в последующие годы Смутного времени Турчасово пострадало от набегов шаек «воров».
Турчасово расположено на левом берегу р. Онеги, на правом же выступает высокая Острожная горка – заросший травой холм, где когда-то стояла крепость древних новгородцев. Село состоит из трёх слившихся воедино деревень: Посад, Означевская, Васильев двор (Евдокимовская).
Главная достопримечательность села – частично сохранившийся культовый ансамбль, состоящий из кубоватой холодной церкви Спаса Преображения (1786) и колокольни (1793). Впечатляющая по своим архитектурно-конструктивным особенностям шатровая теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1795) сгорела в 1964 году. В ее архитектуре северные зодчие органично объединили известные им типы покрытий: высокий шатер над кафоликоном, кубоватые завершения приделов Михаила Архангела и Зосимы и Савватия Соловецких, массивная бочка на пятигранной алтарной апсиде. О солидном размере храма можно судить лишь по одному факту – большая, удлиненная трапезная поддерживалась целыми шестью резными столбами (традиционно хватало двух-четырёх).
4. 5. 6.
Сохранившаяся девятиглавая преображенская церковь не менее интересна: к высокому, даже изящному четверику примыкают 4 крытых бочками прируба, образующих крест. Прируб западной стороны, по крыльцу, дополнен обширной галереей, в то время как восточный – образующий алтарную апсиду, крыт великолепной трехлопастной бочкой – прекрасным примером высокого мастерства онежских плотников.
Говоря о гражданской архитектуре, стоит отметить яркий характер декора местного крестьянского жилища. Большинство изб облачено в изящный наряд: кроме традиционных причелин вышек-мезонинов, свесы их кровелек обработаны в форме арок, на внутренней поверхности которых иногда можно увидеть узор из нарисованных или прибитых объемных звезд, создающих впечатление звездного небосвода. Фасады порой дополняет и декоративный поясок-фриз из классических сухариков, нередко сопровождающийся резным подзором-сережками.
В результате проведенных работ выполнены обмеры жилых построек (3 комплекса дома-двора), пополнена коллекция НЦ традиционной культуры и музейных практик. Среди новых экспонатов: резная деталь охлупня избы – «конек», прялка, городчатый лемех Преображенской церкви, а также другие предметы крестьянского быта.
Село Турчасово – это поселение, где до наших дней сохранились интереснейшие памятники культовой и гражданской архитектуры. Даже с утратой Благовещенского храма, архитектурный ансамбль Преображенской церкви и колокольни производит впечатление монументальности, развитой плотницкой культуры. Крестьянские комплексы дома-двора обогащают культурный ландшафт поселения, привнося в него выразительные визуальные детали: коньки охлупней, росписи вышек-мезонинов, резные детали фасадов. Однако следует отметить и оборотную сторону поселения: старинный храм и колокольня требуют срочного ремонта и реставрационных мероприятий, а само село, для дальнейшего выживания – активного развития туристической инфраструктуры. Грунтовая дорога от Архангельска до Онеги и от Онеги до Турчасово и дальше находится в неудовлетворительном состоянии, полностью размываясь в дождливую погоду. В селе отсутствуют гостевые дома, которые могли бы принять хотя бы несколько гостей. Это по-своему яркое и самобытное историческое поселение, но его дальнейшее развитие находится в руках, как государства, так и активизации усилий местных жителей.