Проект Елены Дмитриевой «Важные персоны» получил специальный приз в областном конкурсе «Фотоистории», поддержанного министерством культуры Поморья.
Елена Дмитриева занимается фотографией уже более десяти лет. Почти сразу она определила для себя основное направление – анималистику. Главная задача фотографа-анималиста – поймать нужный момент, все-таки животному не объяснишь, какую позу нужно принять.
Обычно Елена Евгеньевна снимает историю любви и дружбы питомца и его хозяина, а также приходят запросы на съемки пушистых друзей для выставок, вязки или продажи. Кроме того, фотограф занимается и собственными творческими проектами. Мы поговорили обо всем: от долгого пути в фотографии, участия в выставках и до того, как делать красивые кадры на телефон.
– Елена Евгеньевна, расскажите, с чего начался ваш путь. Сложно ли было делать первые шаги, определиться с направлением?
– До того как прийти в фотографию, я работала менеджером по продажам. Это тоже был интересный опыт. Однажды я ушла в декретный отпуск и так и не вернулась. Взяла фотоаппарат, сначала снимала для себя – детей, животных, друзей… И не смогла остановиться. Пошла учиться, купила профессиональную камеру и окунулась с головой в творчество.
– Выбор направления пришел к вам сам? Опираясь на свой опыт, подскажите с чего следует начать новичкам.
– Как и большинство фотографов, которые только приходят в ремесло, я начала пробовать себя в разных ипостасях: семейные и индивидуальные фотосессии, свадьбы, детские праздники. Вычеркнув все, что мне неинтересно, я быстро определилась. При работе с животными я получаю удовольствие от подготовки, процесса и результата, как говорится, глаза горят. Плюс у меня очень много друзей, которые занимаются выставками. Они быстро ввели меня в «собачье дело». Там я и задержалась на десять долгих лет и планирую продолжить развиваться.
Сейчас мои опыт и оборудование позволяют снимать все что угодно. Америку я не открою и новичкам тоже посоветую пробовать себя во всем, опираясь и на другие предпочтения.
– Вы упомянули о подготовке. Получается, работа начинается до того, как вы встретитесь с питомцем?
– Конечно, и задолго. Мы общаемся с владельцем, обсуждаем хвостатого друга. Его повадки, окрас, характер, страхи и даже возраст. От исходных данных зависит локация, история, которая будет показана на снимках, и многое другое. Любое животное непредсказуемо, нужно заранее продумать три запасных плана, если основной не сработает. Знать слова, на которые реагирует питомец, чтобы поймать подходящую эмоцию… Словом, подготовка нужна основательная.
– Наверняка и в процессе съемки есть свои особенности. В чем ваш секрет?
– Особенность анималистики в том, что с животными не договоришься, в отличие от людей. Тут нужно быть готовым ко всему, иметь сотый запасной план. К тому же сама съемка обычно ограничена по времени, чтобы не вводить животное в стресс. Собаки чаще всего знают команды и очень ориентированы на хозяина, поэтому я говорю какое-то триггерное слово и в моменте делаю кадр. Скорее всего, второй раз собака уже не поверит, поэтому у меня должен быть резерв таких слов и звуков. А котов снимать еще сложнее, чем собак, они подвержены стрессу и плохо реагируют на игры и лакомства. Конечно, им нужно время на адаптацию. В первую очередь животному должно быть комфортно.
– А с кем работать сложнее всего?
– Я снимаю не только собак и кошек. Везде есть свои особенности, но со всеми интересно. Очень люблю фотографировать лошадей, даже выпустила календарь год назад с красивыми снимками. Мне нравится снимать лошадей в динамике, делать красивые портреты. Чтобы получить удачный кадр, нужно понимать, как взаимодействовать с лошадью, знать о ее поведении и, конечно, о лучшем ракурсе.
– Поделитесь, где вы находите мотивацию. Что дает вам силы на все творческие проекты, заказы? Где вы черпаете вдохновение для всё новых и новых работ?
– Хороший вопрос. Многие творческие люди подвержены выгоранию. Если ты долгое время делаешь одно и то же, то процесс становится автоматическим. Для меня очень важно привносить что-то свое, не забывать, что я занимаюсь творчеством. В этом мне как раз помогают проекты, в них я могу выразить все свои идеи и задумки. Именно творчество помогает мне столько лет оставаться в профессии.
– Есть ли у вас любимый проект, о котором хочется рассказывать часами?
– В каждый свой творческий проект я вкладываю сердце и душу. Социальный проект с бездомными собаками из приюта вызвал, наверное, у меня наиболее яркие эмоции. Семь лет назад мы смогли организовать грандиозный творческий проект «Счастье не зависит от породы», в котором приняли участие девушки-модели и собаки из приюта. Идея была в том, чтобы показать, что собака из приюта ничем не хуже породистого собрата.
Много людей в тот момент протягивали руку помощи, как в организации съемок, так и в поисках новой семьи для собак. У нас получилось: все собаки, участники проекта, благодаря огласке и фотографиям обрели свой дом и покинули стены приюта навсегда. Вот так один творческий проект сделал счастливыми людей и собак!
– В этом году вы выиграли в конкурсе от Союза художников Архангельской области. Расскажите об этом подробнее.
– Действительно, уже второй раз мои фотографии украшали выставочный зал Союза художников. Впервые я участвовала в этом конкурсе несколько лет назад с серией фотографий собак в отражении зеркала. Я единственная со всей области, кто представил фото с животными. В основном все-таки фотографируют людей, природу, архитектуру. Мои фото с животными вызвали большой ажиотаж, я услышала много положительных отзывов. И спустя время решила сделать что-то еще более сложное.
– В этом году от Союза художников вы получили награду за проект «Важные персоны». Как пришла идея сделать серию снимков котов в разных образах?
– Спонтанно. Кошек и раньше мне приходилось снимать, но проекты с ними не делала. На одной из съемок щенков на глаза мне попался хозяйский кот, я сделала пару снимков… И вдохновилась. Я решила, что пора браться за котиков и делать что-то необычное. И понеслось! Поиск «котомоделей», подбор образов, поиск локации, переговоры с владельцами и, конечно, сами съемки.
– Кастинг был жестким? Какие критерии для вас были важны?
– В первую очередь все окрасы должны были быть разными. К тому же каждая пушистая модель должна быть готова к поездке в студию, сильно не стрессовать, не скидывать с себя костюм. Но не переживайте: на съемках ни один котик не пострадал. Мы снимали около получаса целой толпой людей. Один держит и успокаивает, другой играет и привлекает внимание, и я делаю кадры. Меня безумно радует, что у каждого получилось поймать эмоцию.
– Откуда вы брали образы? Нужно было продумать все вплоть до какой-то общей цветовой гаммы.
– Мне греет душу, что в Интернете я не нашла ничего подобного. Снимали собак в костюмах, да. Но не котов. Получается, у меня уникальный проект. К конкурсу от Союза художников у меня было готово шесть работ. И я вновь получила много положительных откликов. Тогда поняла, что нужно сделать еще шесть снимков и выпустить календарь на 2025 год. Это оказалось непросто. На весь проект у меня ушло десять месяцев. Но сейчас я счастлива от того, что довела его до конца. В итоге проект получился даже лучше, чем я себе представляла. Такое творчество дает мне силы на новые свершения.
– Собаки были, кошки были – кто следующий попадет под прицел? А если серьезно, то вам не страшно подавать свои работы на растерзание конкурсному жюри?
– Сложно представить, что именно будет дальше. Может, хомячки, а может, змеи. Вариантов масса. Могу сказать точно, что дальше будет что-то еще круче. А насчет страха – определенно нет. Я люблю свои работы, я в них верю. В каждую из них я вкладываю что-то свое, частичку души.
– Вы сказали, что захотели сделать календарь. Это какая-то традиция или просто пришла такая идея в голову?
– Можно сказать, что традиция. На протяжении многих лет я создаю авторские календари, каждый раз с новыми героями. Я с большим удовольствием пользуюсь ими сама и дарю близким и родным на Новый год. Также мои календари разлетаются за пределы нашей области. Мне очень приятно, что мое творчество нравится людям. В этом году получается даже три календаря: с поездки на Соловки, с проекта «Важные персоны» и с животными из ветеринарной клиники вместе с детьми.
– Календарь с животными и детьми – это итог проекта «Ты – мой лучший друг»?
– Мне посчастливилось поработать совместно с ветеринарной клиникой. Это был большой фотопроект, в котором у каждого пушистого героя есть своя трогательная история спасения. В проекте приняли участие 12 хвостатых героев, а какая была подготовка: образы, прически, подбор цветовой гаммы. Мы учли все детали, и результат получился потрясающий. Я очень рада работать в команде и создавать красоту.
– К слову о работе с детьми, вы еще занимаетесь преподаванием фотографии?
– Да, второй год я преподаю в студии тележурналистики «В связке» при канале «Регион 29». Я веду курс мобильной фотографии. Мне нравится работать с детьми, я вижу, как у них горят глаза, они с удовольствием пробуют что-то новое и очень быстро схватывают. Мы изучаем, что такое композиция, как выстроить кадр, работать со светом, поставить человека и многое другое. Наверное, главная особенность в работе с детьми в том, что нужно постоянно держать фокус внимания.
– Как профессионал, раскройте секрет, как делать красивые кадры на телефон? Каждый ли может с этим справиться?
– Если есть желание и телефон, то легко научиться делать красивые снимки. Для начала протрите камеру и убедитесь, что в вашей галерее есть место для новых снимков. Выбирайте подходящую локацию, управляйте светом, экспериментируйте с ракурсами.
И наконец, подпишитесь на группы, в которых выкладывают красивые снимки, сделанные на телефон. Это поможет развить насмотренность. Учитесь, сейчас в Интернете можно найти много материалов об этом, информации – море.
– Вы еще говорили про то, что будете делать календарь с Соловками. Это тоже какой-то проект?
– Нет, исключительно моя страсть к путешествиям. В этом году я заново открыла для себя Север. Поняла, в каком удивительном месте мы живем. Мне удалось побывать на Соловках вместе с мамой и свекровью. Они приехали туда впервые и были так впечатлены, что хотели, чтобы мои работы стали напоминанием об этом путешествии.
– Получается, природу вы тоже снимаете. А вы когда-нибудь охотились за северным сиянием?
– Специально нет, но в каждое путешествие я беру с собой камеру. Кстати, недавно у нас было невероятное северное сияние, которое я запечатлела на телефон. Мои снимки очень быстро набрали огромное количество лайков и разошлись по местным новостным группам. Кадры и правда получились отличные. А секрет лишь в том, чтобы протереть камеру и сделать побольше выдержку. Телефон сейчас сам отлично подбирает режимы съемки. С фотоаппаратом так легко не выйдет, нужен штатив, разобраться в настройках, зато снимки выйдут более глубокими.
– Фотоаппарат точно не для ленивых. А есть какие-то фишки, которые каждый может применить с телефона и сделать кадр интереснее?
– Конечно, много всего. Например, ракурс. Не снимайте с одного и того же ракурса. Люди привыкли воспринимать любую картинку на уровне глаз. Если снять ребенка сверху вниз, то он будет казаться еще милее. А если снять здание снизу вверх, то вы покажете его монументальность, высоту. Когда снимаете человека, следите, чтобы было видно все части тела. В фотографии легко изменить пропорции благодаря нужной позе.
Конкурс «Фотоистории-2024» – ежегодная областная выставка фотохудожников Архангельской области, которая состоялась второй раз. Целью этого проекта является привлечение внимания к творчеству фотографов и развитию направления художественной фотографии в Архангельске и Архангельской области, формирование духовно-нравственных качеств через приобщение к искусству фотографии. В этом году в отборочном туре приняло участие 53 человека, которые представили 423 фотографии. Жюри было отобрано 110 работ 26 авторов.
Деятельность творческих союзов активно поддерживается государством. Благодаря государственной программы Архангельской области «Культура Русского Севера» профессиональным творческим союзам ежегодно предоставляется финансовая поддержка. Так, региональные отделения союзов писателей, кинематографистов и театральных деятелей России, а также Союз художников Архангельской области в 2024 году получили по 1,25 млн рублей.
Автор: Кристина Шурда
Фото: Елена Дмитриева