В Архангельском театре драмы показали первую премьеру нынешнего сезона — «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца.
Сюжет знаком всем, поскольку трудно найти в нашей стране взрослого человека, хотя бы раз не посмотревшего знаменитый фильм Марка Захарова с великолепной музыкой Геннадия Гладкова.
На архангельской сцене пьесу поставил Михаил Кузьмин, актёр и режиссёр Архангельского театра драмы. Спектакль масштабный, густонаселённый, идёт на основной сцене театра.
Почему Михаил Кузьмин обратился именно к этой сказке-пьесе Шварца, в которой автор заложил мысль о всепобеждающей силе любви, режиссёр ответил так:
— Мне очень нравится творчество Евгения Шварца, считаю его гениальным драматургом. А именно эта пьеса — «Обыкновенное чудо» — просто пленила. Вот Волшебник, влюблённый в свою жену, придумывает для неё сказку. Но герои его сказки выходят из‑под контроля Волшебника и начинают жить и действовать самостоятельно. Уверен, любовь в её разных проявлениях всегда будет актуальна. Так получилось, что сейчас для меня эта история — личная…
Надо сказать, что в спектакле появляются герои, которых в пьесе не было. Например, бессловесная роль Шута. Но именно актёр, играющий роль Шута, поёт балладу группы «Агата Кристи» «Серое небо». Вообще, музыкальное оформление подобрано самим режиссёром, главная тема — «Гимн любви» в исполнении Эдит Пиаф. На несколько секунд появляется известная мелодия дуэта Эмилии и Эмиля из фильма Марка Захарова.
Интересен образ Министра-администратора в исполнении Михаила Бакирова, если в фильме это обаятельный циник-ловелас, то в архангельском спектакле напоминает современного «эффективного менеджера» во всех его многоликих проявлениях.
— Да, я предложил актёру этот образ — этакой холодной рептилии, лишённой всяких эмоций и какого бы то ни было обаяния, — продолжает Михаил Кузьмин. — Его интересуют только цифры и деньги, людей он просто не видит, и уж тем более его не заботят их чувства. Именно поэтому мы его превращаем в крысу, как обещал Волшебник в пьесе.
Так что не ждите в спектакле песенку о бабочке, которая крылышками бяк-бяк-бяк, менеджеры — народ не романтичный и не весёлый, чтобы просто взять и запеть. К слову, художник по костюмам Валентина Спевак выделила Министра-администратора строгим костюмом-тройкой с галстуком, у остальных героев — сказочные, немного «дурашливые» наряды.
Позволяет ли режиссёр импровизировать актёрам в своём спектакле?
На этот вопрос Михаил Кузьмин уклончиво заметил:
— Некоторым…
Вероятно, в это число входит Александр Дубинин, сыгравший яркую роль комичного Короля, поскольку на его реплики-импровизации зрительный зал непременно отзывался смехом.
Ещё в спектакле появляются дети — мальчик и девочка — похожие и одетые как Волшебник и его жена. Михаил Кузьмин посчитал, что это образы влюблённых героев в детстве и потом — в будущем, в других детях и в других людях.
— Любовь идёт по кругу, и этот круг замкнут и бесконечен как Вселенная, — объяснил свою задумку режиссёр.
Надо сказать, что на сцену выходят вполне себе подготовленные дети — дочка актёров и мальчик, занимающийся в театральной студии. Словом, режиссёр архангельского спектакля смог найти в известной истории новые темы.
В спектакле, как и в пьесе, три любовных дуэта. Главные — Принцесса (Екатерина Зеленина) и Медведь (Николай Варенцов). Он, сражаясь с самим собой, пытается избавиться во имя любви от своей звериной природы, она — прекрасная, как все юные девушки, полна первой любви и сомнений.
Надо сказать, что герои спектакля в трактире сражаются не на шпагах, а дерутся как мальчишки (балетмейстер — Александр Любашин). Вероятно, современное время диктует свои правила, и у актёров на сцене другие способы взаимодействия со зрителями.
Итак, любовь и доброта по‑прежнему в чести и не думают уходить со сцены в наш несентиментальный век с его культом силы. Разве не чудо?..
Следующий показ премьеры «Обыкновенное чудо» — 10 ноября.
Елена ИРХА