Фильм «Поморский путь Натальи Дранниковой. Фольклорно-антропологические экспедиции САФУ на Зимний берег Белого моря» основан на четырех фольклорно-антропологических экспедициях и рассказывает о быте и традиционной культуре поморов.
Материалы экспедиций профессора САФУ Натальи Дранниковой и студентов-филологов, запечатленные на видео оператором Сергеем Меньшиковым, стали основой для создания студией «Поморфильм» и ее директором Владимиром Лойтером цикла фильмов о традиционной культуре Русского Севера. Первая картина цикла рассказывает о Мезенском районе и деревнях Зимнего берега Белого моря.
«Этот район Архангельской области имеет самые трудные климатические условия. В нем доминирует поморский тип культуры. Поморы – жители деревень, расположенных на берегу Белого моря. Их культура ориентирована на вылов рыбы и морского зверя. Сельское хозяйство в этом районе, как правило, не развито. Этим они отличаются от жителей других районов Архангельской области. Мезенский район неоднороден, в нем есть и аграрная, и поморская часть. Где-то прослеживаются смешанные типы», - рассказывает Наталья Дранникова.
В фильме местные жители рассказывают о различных промыслах, исполняют фольклорный материал, заговоры, песни, былички, рассказывают о том, как делаются сакральные кресты, лодки. Представлена поморская культура, которая состоит из рассказов о ветрах, о типах приливов и отливов, которые связаны с лунным календарем и подходами рыбы к берегам. Исполнители – мужчины и женщины, в основном старшего поколения.
«Большую часть фильма составляют фрагменты рассказов местных жителей. Я со своей стороны даю комментарии к их исполнению и к социально-антропологическим процессам, которые происходили в нашей стране в XX веке. Говорю о том, что крестьянская культура была обесценена в советское время, крестьяне были загнаны в колхозы, происходила ломка традиционной культуры. Меня очень интересовало то, что, несмотря на влияние советского периода, люди смогли сохранить элементы своей традиционной культуры. Они не разучились вязать сети, исполнять заговоры. Это было важно для их жизни. Крестьянская культура держалась на православной культуре и на культе предков, который лежит в основе всех обрядов и ритуалов», - отмечает Наталья Васильевна.
Создатель фильма Владимир Лойтер рассказал, что идея создания цикла документальных картин об экспедициях Наталья Дранниковой появилась у него почти десять лет назад.
«Работая журналистом, я исшагал Архангельскую область вдоль и поперек. Героями моих репортажей были жители северных деревень. И я видел, как постепенно там исчезает понимание традиционной культуры. Мы видели, как разрушались храмы. Благодаря труду Натальи Васильевна удается запечатлеть оставшиеся очаги аутентичной северной культуры. Работа оператора Сергея Меньшикова помогла заснять людей в их естественной среде, причем так, что исполнители совершенно не боялись камеры. Наталья Васильевна стала тем стержнем, который связал все видеоархивы воедино. Именно ее комментарий создает целостный фильм. Это ее поморский путь, и он еще не закончен», - сказал Владимир Лойтер.
Своими впечатлениями от просмотра картины поделилась научный сотрудник музея художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова Марина Титова.
«Фильм "Поморский путь Натальи Дранниковой" - это, с одной стороны, повествование о многочисленных фольклорных экспедициях на Зимний берег Белого моря. С другой стороны, это мозаика историй: историй о людях и историй, рассказанных людьми - жителями прибрежных сёл. В этой кинокартине семейные легенды соседствуют с быличками, а человеческие судьбы являются отражением эпохи государственных перемен. Стихийность, философия жизни, особое северное мировоззрение - все эти, казалось бы, абстрактные понятия вполне осязаемо присутствуют в "Поморском пути..." благодаря прекрасным кадрам (отдельно хотелось бы отметить профессионализм оператора) и образному языку героев фильма».